"Ақмола облысы білім басқармасының Ақкөл ауданы бойынша білім бөлімі Еңбек ауылының Кеңес Одағының батыры,Халық Қаһарманы С.Нұрмағамбетов атындағы мектеп балабақшасы " коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Школа-детский сад имени Героя Советского Союза Халық Қаһарманы С.Нурмагамбетова села Енбек отдела образования по Аккольскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

«Стать успешным учителем. Психологические проблемы молодого педагога»

30.06.2017

Цели: Содействовать профессиональному

становлению молодых педагогов, развивать их компетентность в период адаптации

профессиональной деятельности.

«Успех влечет за собой новый успех»

Джон Кехо

«Самым важным явлением в школе,

самым поучительным предметом,

самым живым примером для ученика

является сам учитель.  

А. Дистервег

 

Современная школа, согласно новой

концепции казахстанского   образования,

должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических

отношений, формирования новых жизненных установок личности. Школа сегодня

призвана создать условия для развития и саморазвития личности ученика. Это по

силам лишь тем педагогам, которые способны не только передавать знания учащимся,

но и содействовать развитию и саморазвитию интеллектуальной, духовной,

нравственной сфер личности.

Молодой учитель, начинающий свою

педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Знаний, полученных в

вузе, достаточно, но школьная практика показывает, что молодым учителям не

хватает педагогического опыта. Анализ школьной действительности  показывает, что даже при достаточно высоком

уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная

адаптация выпускника может протекать длительно и сложно. Зачастую возникающие у

молодого специалиста трудности связаны со слабой методической подготовкой,

отсутствием возможностей организации своей педагогической деятельности,

недостаточным владением приемами и методами обучения.  Готовясь к уроку, молодой педагог не может

выделить приоритетные цели и задачи, что приводит к низкой эффективности

обучения.

Проблемы молодых учителей,

говорящие о сложностях в адаптации к профессиональной деятельности, можно

разделить на несколько групп:

• проблемы,

обусловленные когнитивно-информационной (психолого-методической)

некомпетентностью;

• проблемы,

вызванные неготовностью решать воспитательные задачи;

• проблемы,

в основе которых лежит коммуникативная некомпетентность;

• проблемы,

обусловленные личностными особенностями учителя (эмоциональными особенностями,

характером, самосознанием и т.д.);

• социальные

проблемы.

Однако, самая большая  проблема, с которой сталкивается большая

часть молодых педагогов, - адаптационно-коммуникативная. Она связана с тем, что

молодой специалист попадает в незнакомую для него учительскую среду -

педагогический коллектив и теряется. От коммуникабельности на первых порах

зависят не только общий успех работы учителя, но и уровни самооценки и

притязаний.

Качество образования определяется

компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм

приходит с опытом. Как правило, начинающие учителя имеют хорошую теоретическую

подготовку, но слабо представляют повседневную педагогическую практику. С

первого дня работы начинающий педагог выполняет те же обязанности и несет ту же

ответственность, что и учитель – стажист, а ученики и родители не делают скидки

на неопытность. Таким образом, возникает противоречие между теоретической

подготовкой начинающего учителя и его практической готовностью к педагогической

деятельности. С каждым годом эта проблема становится особенно актуальной, так

как требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста

возрастают. 

  С

точки зрения науки, главные элементы, составляющие личность учителя,

профессионализм, компетентность, продуктивность, творчество, социально

направленные личностные качества – залог успешной педагогической деятельности.

Для достижения этого успеха молодому педагогу на первом этапе нужна действенная

помощь. Необходимо создать ситуацию успешности работы молодого учителя,

способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о

динамике роста его профессионализма, способствовать формированию

индивидуального стиля его деятельности.

  

Работа, связанная с профессиональной адаптацией педагогов, принесет

максимальный эффект в том случае, если цели, задачи и методы ее будут связаны с

проблемами начинающих педагогов. Диагностика педагогических затруднений и

профессиональной подготовленности, самооценка, осуществляемая с помощью

специальных методик, обязательны на каждом этапе деятельности школы. Это

помогает выявить те направления деятельности, которые требуют коррекции.

В организации работы молодого

учителя можно выделить следующие направления: адаптационная работа, организация

профессиональной коммуникации,  мотивация

самообразования, психологическая поддержка.

В этих условиях возрастает значение

оказания психологической помощи в адаптации молодых специалистов.

Психологическая адаптация молодых

специалистов предусматривает:

                   

Наличие

психологически комфортных условий для профессиональной деятельности педагога.

                   

Оказание

молодому специалисту ненавязчивой психологической помощи при решении вопросов,

возникающих в процессе работы.

                   

Психологическое

обеспечение условий для формирования  и

развития профессиональной компетентности в интересах  школы и 

запросов, интересов, потребностей самого молодого специалиста.

Адаптация молодого специалиста в

образовательном учреждении включает  в

себя:

                   

актуализацию

"сильных сторон" деятельности педагога и спокойное преодоление

"проблемных ситуаций", возникающих в его профессиональной

деятельности;

                   

анонимность

разрешения "проблемных ситуаций", возникающих в профессиональной

деятельности молодого специалиста, непубличном характере решения проблем и

публичном характере представления достижений;

                   

создание

условий для наиболее полной реализации педагогом его профессиональных

возможностей, создание различных "ситуаций успеха".

Любой человек, начинающий свой

профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия

необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у

представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует

успех начинающему учителю. Чтоб стать учителем недостаточно аудиторных

программных знаний. 

Первое место работы… Возможно,

чувствуется неуверенность, дискомфорт. Всё новое: социальная роль, новые

взаимоотношения с людьми. Новая личностная ситуация – ответственность за

качество своей работы, результат, который ожидают учителя, ученики, родители.

Учитель- это не профессия, это образ

жизни. Как бы ни говорили - нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет

труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от

учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе,

самоотдачи.

 А как же быть молодому педагогу, только что

окончившему учебное заведение? "Легко ли быть молодым учителем в

современной школе?" - именно этот вопрос ставят перед собой выпускники

педагогических вузов, решая, идти ли им работать в школу.

Школа - это мир, в котором свои

обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что

знания, полученные им в учебном заведении, конечно же, хороши, но только

теоретически, а в жизни - все иначе!

Просмотров: 603


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст